Как познакомить детей с временами года?
Ребенок, который прожил на свете еще небольшое количество лет, 3 или 4 года, уже замечает, что погода с течением времени изменяется, и эти изменения повторяются от дня его рождения до дня рождения, то есть из года в год. По этой причине настало время объяснить ребенку, почему происходит смена погоды. Из каких сезонов состоит год. И чем времена года отличаются друг от друга.
Есть множество способов показать ребенку смену времен года. Начиная с визуального, то есть выйдя на улицу, рассказать ребенку о погоде, которая стоит прямо сейчас, и сказать какое это время года, спросить ребенка нравится ли ему данная погода или нет и почему. Также, для изучения погоды можно использовать вспомогательную литературу, книги, раскраски, песенки, стишки и многое другое. Если воспользоваться вашим хорошим воображением, то про погоду можно рассказать, используя любые подручные материалы.
Рассмотрим эти способы более подробно.
Изучение погоды с помощью рисунков
Приготовьте четыре листа бумаги, соответствующие четырем временам года.
Для себя возьмите тоже лист бумаги и рисуйте все задания вместе с ребенком, вы на своем листе, он на своем, таким образом ребенок с большим интересом будет участвовать в процессе, так как он почувствует момент соперничества с вами и захочет сделать свою картину красивее чем у Вас.
На первой карточке нарисуем «Лето».
Нарисуйте ствол дерева. Нарисуйте листву дерева(зеленая).
Нарисуйте траву, цветы, ягоды, животных (желательно тех которые летом бодрствуют, а зимой спят. (например: змея, медведь, заяц в серой шубке))и букашек, обратите на это внимание ребенка. Нарисуйте солнце и облака. Попросите ребенка, чтобы он сам придумал какая погода будет у него на рисунке: может легкий дождик, или гроза, или радуга на небе.
На другом листе нарисуйте «Осень».
Нарисуйте ту же местность, что и на первой, летней картинке. Нарисуйте дерево, осеннюю листву (желтые красные, коричневые листочки), нарисуйте листья, которые уже опали с дерева, также нарисуйте траву и поникшие цветы, животных, которые начинают делать запасы на зиму, или готовят для себя место для спячки. Теперь попросите ребёнка нарисовать погоду, какую он хочет видеть на своем рисунке. Может это осенний солнечный день, может на небе темные тучи и дожь, может сильный ветер и листья кружатся в воздухе?
Рисуем «Зиму»
Рисуем ту же местность, то же дерево, но без листьев, рисуем снег. Также, как и на предыдущих рисунках попросите ребенка нарисовать погоду. Солнечная, облачная, метель, легкий снег. Спросите у ребенка, а что случилось с травой? Где она? Спросите куда делся медведь, ежик, змея? Какого цвета шубка у зайчика? Нарисуйте следы, которые оставили животные на снегу. Ребенку это будет очень интересно, кто же это ходил на Вашем рисунке.
Рисуем «Весну»
Рисуем ту же местность, то же дерево, но только уже набухшие почки на нем и первые появившиеся листочки. Рисуем проталины на земле, ручейки и остатки снега. Сочную, ярко зеленую травку, пробивающуюся сквозь землю и первые цветы подснежники. Погоду ребенок пусть нарисует по своему усмотрению (солнечно, облачно, дождливо). Также можно нарисовать птиц, прилетающих из теплых стран.
Теперь у Вас нарисованы все четыре сезона, попросите ребенка показать каждый и рассказать о них. Спросите, в каком порядке идут времена года. Эти рисунки можете сохранить на некоторое время и достав их, например, через неделю, закрепить , проговорив весь изученный материал.
Спеть «Песню о временах года».
Сейчас на просторах интернета есть много детских песенок для изучения времен года, вы можете ими воспользоваться для закрепления уроков о сезонах.
Перед началом урока:
Распечатайте слова понравившейся песенки о временах года.
Поместите на доску рисунки с временами года, можно к каждому времени года добавить определенный вид спорта. Воспроизведите трек песенки 2 или 3 раза. Придумайте для каждого сезона свое движение, (можно взять движения из видов спорта, или показывать свои ощущения во время погодных условий, например дождь, как будто вы идете под дождем, зимой- катаетесь на коньках, летом, прыгаете на скакалке или загораете).
Сыграйте в настольную игру «Сезонное бинго».
В интернете можете распечатать карточки с «сезонным бинго». Карточки для ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА, ВЕСНА. Разрежьте их и перемешайте. Другие четыре большие карточки лежат отдельно, на них написано ЛЕТО ОСЕНЬ ВЕСНА ЗИМА. Пусть ребенок вытащит любую карточку со временем года, и вы тоже вытащите для себя. Затем не глядя доставайте карточки с рисунками (например «лето-мороженое», «лето-солнечные очки», «зима-санки» и т.д.) и забирайте для себя ту карточку, которая подходит для вашего времени года. Выиграл тот, кто собрал все рисунки для своего сезона и закричал «БИНГО».
Здесь вы можете видить примерные карточки с картинками для этой игры. Это лето и зима.

Сыграйте несколько раундов для удовольствия.
Игра «Найди сезонные картинки».

Чтобы наглядно ребенок мог увидеть и почувствовать какие предметы определяют каждый сезон года, можно собрать небольшой чемоданчик с сезонными предметами:
Лето: цветы, или гербарий из высушенных цветов, зеленые листики, можно взять ягоды.
Осень: желтые листочки с разных деревьев, желуди, можно взять картофель (объяснить ребенку, что он созревает осенью).
Зима: Вырезать снежинку, или взять из холодильника лед, можно взять варежку или теплую шапку.
Весна: Зонтик, резиновые сапоги, первые цветы, подснежники (нарисовать).
Возьмите все предметы и хаотично разбросайте их по комнате.
Затем выберите летний контейнер и скажите: «Найдите все изображения летнего сезона и поместите их в контейнер; готовы… Вперед!».
Все бегают, выбирая изображения и предметы, помещая их в контейнер летнего сезона. Затем сделайте то же самое для других времен года.
У нас есть много способов обучения временам года, которые мы еще не упоминали для вас. Но у нас есть и другой способ. Для обучения ваших малышей вы можете перейти на веб-сайт Qwertygo.
В Qwertygo ребенок может самостоятельно и с удовольствием изучить времена года, а также потренироваться в их распозновании.